Как бизнесу и маркетологам выиграть с нововведениями в законе о рекламе от 1 сентября?

В этой статье, я, Таня Драп, бренд-стратег и маркетолог, предлагаю новые идеи для рекламы брендов в запрещенной сети и разбираюсь в новвоведениях закона о рекламе: честно и прозрачно с адвокатом, сопровождающим бизнес в media-сфере, Лебедевой Яной.
Во-первых, новые правила касаются только Instagram* (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ). В список входят еще Facebook*, Twitter, LinkedIn, Viber, Discord и Reddit, но будем честны, на этих площадках не живут большие бюджеты и рекламные возможности российского бизнеса.

Поэтому разбираться нам придется только с Instagram*, а такие площадки, как Youtube, Pinterest, TikTok, Telegram – остаются, и важно научиться работать с ними.
Суть нововведения:
нельзя рекламировать чужие товары или услуги

Это означает, что весь рекламный контент, посвященный своим товарам и услугам не попадает под действие закона. А значит мы можем в своих соц.сетях оставлять ссылки, артикулы на свой товар, делать призывы купить, сохранить, подписаться и воспользоваться акционным предложением.

Следовательно, вопрос о том, как дальше вести свой аккаунт не стоит, все точно также, без изменений.

Что считается рекламой? (=запрещено в Instagram*)

Реклама – это информация, которая распростаняется любым способом неопределенному кругу лиц, цель этой информации – превлечение внимания к объекту рекламирования.

То есть нельзя привлекать внимание к чужому товару или услуге. Сюда относится эмоциональный окрас, определение товара или услуги как "самого лучшего, оптимального, крутого, красивого, худшего" и т.д.

Неопределенный круг лиц – это подписчики или все те, кто увидят "залетевший" контент.
Существует ли “самореклама”? И почему она не попадает под этот закон?

Это выдуманный термин в простонародье.
По факту: это то, что ты говоришь на своих площадках и именно о своих товарах или услугах. И такая информация не попадает под понятие рекламы. Эта информация – то, что в обязательном порядке должно быть донесено до сведения потребителей и не попадает под регулирование законом о рекламе.
Что делать нельзя? И как сделать так, чтобы было можно?

Теперь блогер с аудиторией не может напрямую рекламировать ваш товар, бренд или услугу, однако, стоит учесть тот факт, что если вы, как бренд, заключите договор о работе с блогером, оформите бизнес-аккаунт на бренд, и данный инфлюенсер будет создавать контент на этом аккаунте – тогда такие действия не попадают под действие закона, поэтому, пожалуйста. Да, это те самые нашумевшие “карманные блогеры”.
Как человек, который “освоил” несколько десятков сотен рекламного бюджета через инфлюенсеров, я убеждена, что это круто для брендов:

  • вы можете платить за фиксированное количество единиц контента (например, за зарплату в 100.000 рублей вы покупаете 60 единиц контента от блогера (рилсов), некоторые из которых могут попасть в рекомендации и привлечь внимание новой аудитории к бренду, и вероятность этого увеличивается кратно, чем если вы 1-2 рилс приобретаете за деньги)
  • вы контролируете создаваемый контент и имеете на него влияние (в последнее время блогеры могли не вносить правки от рекламодателей, потому что “они лучше знают, и вообще лениво”)
  • вся новая аудитория остается с вами, аккаунты же, на которых ваш блогер создает контент, ваши
Удалять ли прошлые посты с рекламой?

Если такие публикации рекламируют чужой товар, содержат активные ссылки, название бренда, артикул, и продолжают вируситься, пересылаться и приносить новую аудиторию, то да. В противном случае, нет.

А если это ваша публикация про ваш товар или услугу, опубликованная на вашей площадке, и даже если она вирусится – то это ваше право, и удалять ее не нужно.
Можно ли проводить конкурсы и розыгрыши?

Да, можно, если не рекламируется сам приз
Трендовый в последнее время формат привлечения новой аудитории – коллаборации и партнерства

Он тоже остается с нами и с нюансами.
Нельзя внутри коллаборации нахваливать партнера.

Важно говорить только о своем вкладе в эту активность.

Например, вы производите сумки, коллабитесь с брендом брелков и совместно выпускаете обвес для сумок – так можно. Но важно аккуратно это освещать, делая акцент на том, какой вклад ваша команда внесла в эту разработку, для каких моделей ваших сумок этот подвес подойдет больше всего. Так вы рекламируете товар, который принадлежит и вашему бренду, и партнерскому. Партнерский же бренд будет делать контент вокруг своей части работы. Все это будет по букве закона.
UGC-креаторы, что с ними?

Пока это самый сложный вопрос, гипотезно: с ними можно работать, однако ими должны выступать маленькие личные аккаунты, в которых ранее не было откровенных реклам со ссылками и артикулами, и это должно быть их личным опытом, без нахваливаний и эмоционального окраса.

Например, UGC-креатор сходил в рестик, поел вкусных булок и выложил публикацию с фото и отметкой аккаунта бренда, без “там такая атмосфера, я влюбилась в этот воздушный крем и оптимальное соотношение цены-качества”. То есть, да, станет сложнее, но варианты работы с ними все же остаются, либо опять же – создаем контент-завод: по временным вложениям команды это равные задачи.
Используйте новые возможности Instagram*

  • репост в ленту – если вы оставите комментарий, который отражает вашу причастность к этой публикации, но без привлечения внимания и излишней эмоциональной окраски, то скорее всего это рекламой считаться не будет (однако, важен контекст).
Например, блогер делает репост мероприятия и ставит коммент "я иду". В таком случае это будет допустимо. А если он пишет "крутое мероприятие, давайте сходим, билеты можно искать здесь" – тогда здесь есть признаки рекламы, а значит это запрещено.

  • функция контент на карте: карта показывает последнее активное местоположение друзей, подписавшихся на эту функцию, а также она собирает контент из определенных мест, например с фестивалей, откуда многие публикуют контент – вы, как бренд, можете использовать это как гео-таргетинг

Полезные ссылки и контакты


Сохраняйте контакты, консультируйтесь, задавайте вопросы и работайте с профессионалами

Яна Лебедева
Адвокат, сопровождающий бизнес в media-сфере
Таня Драп
бренд-стратег, маркетолог, основатель брендинговой студии

  • 10+ лет в маркетинге
  • ex-CMO в штате росскийских и международных компаний
  • международный спикер (Лондон, Амстердам, Москва)
  • ниши: e-com, beauty, одежда, недвижимость, личный бренд и др.
Made on
Tilda